Среди цветов


Ирис на берегу.
А вот другой - до чего похож! -
Отраженье в воде.
Мацуо Басё (1644-1694)
Что может быть прелестнее девочки, собирающей цветы на весеннем лугу? Я расположила орнамент с цветущей вишней по краю рукавов и подолу кимоно куклы "Среди цветов", чтобы подчеркнуть нежность и трогательность образа...
Для наряда этой куклы я использовала три вида японской парчи, шёлк чиримен (тсиримэн), декоративный шнур для украшения причёски и, в качестве декоративного элемента, завершающего образ - букетик цветов из бумаги и ткани.
А что же внутри, под слоем роскошной парчи? Из чего сделана традиционная кимекоми и в чём состоит работа мастера?

Как и в конце XIX в., основа - туловище куклы - по-прежнему отливается по методу мастера Ёсино из опилок павлонии, смешанных со смолой и рисовым клеем, что делает её твёрдой, прочной и одновременно лёгкой.
И форма для отливки, и сам процесс изготовления основы производится вручную, поэтому всевозможные дефекты - трещины, вмятины, излишки материала - неизбежны.
Надрезы-канавки, в которые в дальнейшем будет заправляться ткань, делаются уже только на полностью высушенной основе. При их прорезании, особенно в труднодоступных местах, часто повреждаются соседние участки заготовки и появляются довольно глубокие царапины, также требующие коррекции.
Так выглядит необработанная и неотшлифованная заготовка основы
Таким образом, прежде чем приступить к этапу "одевания"- декорирования куклы лоскутами ткани, необходимо тщательно подготовить основу.
Этот этап работы ни в коем случае не следует пропускать: недоработки на данной стадии в дальнейшем могут значительно повлиять на качество куклы в целом и опустят ее до уровня грубой поделки. При натягивании ткань может застрять, порваться, осыпаться на зазубренных прорезях, трещины раскрошатся, а бугры и вмятины проявятся под натянутой тканью в самых неожиданных местах.
Для устранения дефектов используется своего рода шпатлевка из опилок павлонии, измельченных в порошок, смешанных с рисовым крахмалом и разведенных водой в определенной пропорции. Полученную массу наносят на детали, требующие корректировки.
После полного высыхания области "заплат", как и всю основу в целом, тщательно шлифуют и, если необходимо, процесс повторяют снова в той же последовательности.
Например, для восстановления оката рукава этой куклы потребовалось 4 слоя с промежуточной шлифовкой между ними.
Примерка головки.
Основа финишно отшлифована и готова к обтягиванию тканью.
Изначально основы для кукол и игрушек изготавливают без отверстий для головы, рук или других деталей - их мастер вырезает до или в процессе устранения дефектов и шлифовки.
Для натягивания ткани и приклеивания ее в прорези используют специальный инструмент, напоминающий шпатель. На одном его конце - нож для прорезания и углубления канавок, на втором - тонкий шпатель полукруглой формы с тупым краем и скругленным концом.
Ткань приклеивается в прорези-канавки специальным рисовым клеем, который после высыхания становится бесцветным и держит очень прочно - оторвать приклеенный лоскут, не повредив при этом основу, крайне сложно.
Перед заправлением ткани каждую канавку промазывают готовым клеем по очереди - в зависимости от величины участка, с которым предстоит работать.
Далее на нужную область основы (как правило, это самый крупный фрагмент одежды), накладывается лоскут и сильными нажатиями шпателя ткань аккуратно заправляется в проклеенную канавку.
Затем лишний материал осторожно и понемногу подрезается ножницами близко ко шву, при этом обязательно оставляется запас в виде небольшого края для финишного закрепления его в канавке.
Ниже, на 1-м фото, видна заправленная в канавку и уже подрезанная ткань. На 2-м фото - процесс закрепления оставшегося краешка ткани вплоть до полной чистоты шва (торчащие кусочки, хвостики и нитки недопустимы!).
В случае длинной прямой прорези (например, на спинке кимоно) чисто заправить ткань не так уж сложно. Совсем другое дело - полукруглые и круглые формы прорезей: сложносочиненные складки рукавов, фигурный край кимоно и т.п.
Это самые трудоемкие участки работы со множеством нюансов, которые, при отсутствии опыта, чреваты сложно поправимыми ошибками.
Довольно часто для определенных деталей традиционного наряда куклы подбирается самый красивый фрагмент орнамента на ткани: так, у девочки "Среди цветов" на рукавах и подоле цветет японская вишня - сакура.
Конечно же, выбор и местоположение узора целиком зависят от автора куклы, тем не менее, многие современные мастера предпочитают ориентироваться на примеры классических японских кимоно.
Здесь хочется добавить, что в Японии существуют школы, где принято предварительно разрабатывать бумажные выкройки для каждой детали будущей кукольной одежды. И хотя метод раскроя по готовым выкройкам более привычен в исполнении, вышеописанная технология нравится мне гораздо больше. Возможно, в силу своей аутентичности, максимальной приближенности к способу изготовления первых кимекоми...
Так оформляется отверстие для головы
и воротнички нижних кимоно.
В самую последнюю очередь оформляются воротнички нижних кимоно, отверстие для головки и рук, носочки таби и декоративное "дно" куклы. На этом этапе также приклеивается головка, руки или другие детали и изделие дополняется всевозможной декоративной отделкой, а также мелкими предметами соответственно образу - цветами, веерами, игрушками и т.п.







0 коммент.:

Отправить комментарий